Новости:
В Беларуси и в мире
Новости автосалонов и автохаусов
Новости СТО
Новости автомагазинов
Скидки и акции
Тест-драйвы
Новое на сайте

Как я ставил газ. Часть 2. Где.

Продолжение.
Начало – Как я ставил газ. Часть 1. Зачем.


Итак, фактор экономии заметно перевесил аргументы против установки ГБО. Поэтому, от теории пора переходить к действиям. И на этом этапе приходится столкнуться, наверное, с самой большой проблемой – проблемой выбора. Выбор станций, где устанавливают ГБО, в Минске достаточно большой. На протяжении нескольких месяцев я неспеша присматривался к разным станциям, параллельно изучая отзывы о них и непосредственно о ГБО.

Сложность выбора СТО обусловлена тем, что я, как и большинство автовладельцев, люблю свой автомобиль. Я слежу даже за тем, как его моют. А установка ГБО – очень серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. Не вдаваясь сильно в подробности, скажу, что нужно установить газовый баллон в багажник, провести топливную магистраль к редуктору под капотом, установить газовые форсунки, не говоря уже об электронике, ведь ГБО в своей работе использует собственный электронный блок управления («мозги»). Для установки оборудования в автомобиле нужно много всего разобрать, проложить, просверлить и собрать «как было». Естественно, чем аккуратнее все сделано, тем дольше прослужит, да и ездить намного приятнее без лишних торчащих проводов. Большинство негативных отзывов об эксплуатации ГБО в Интернете связаны не с самим оборудованием, а с кривыми руками наших мастеров. А еще я ценю свое время. Ведь плохо установленное или настроенное оборудование отнимет не один день в будущем на устранение неполадок.

Конечно, при выборе СТО я пользовался каталогом СТО на myauto.by:) Кроме того, в дело пошли отзывы знакомых и незнакомых людей, которые устанавливали и эксплуатировали ГБО. На первом месте среди критериев выбора СТО было качество, на втором - цена (а не наоборот, так как скупой платит дважды). Проанализировав множество факторов, прочитав много отзывов, проконсультировавшись со многими установщиками, я доверил свой автомобиль «ГазТехнику». Это мой субъективный выбор. Я отнюдь не пытаюсь сказать, что не доверяю остальным станциям. Просто «ГазТехник» понравился больше. Посмотрите фото станции в каталоге – в мастерской порядок, а оборудование в автомобилях установлено очень аккуратно, я бы даже сказал красиво. Как ни банально звучит, «порядок в мастерской – порядок в голове». При проведении установочных работ на сидения в салоне и на передние крылья автомобиля одеваются защитные чехлы (видно на фото СТО), так что вам не испачкают салон и не поцарапают машину. И, конечно, они устанавливают не только аккуратно, но и грамотно. Мастера «ГазТехника» знают свое дело. Я доверил им свой автомобиль, и, забегая вперед, скажу, что не пожалел.

Ставить будем 4-ое поколение, так как на данный момент оно является наиболее передовым. В отличие от 2-го и 3-го поколения, где газ в смесителе смешивается с воздухом и попадает через дроссельную заслонку во впускной коллектор, в 4-ом поколении газ подается во впускной коллектор (в непосредственной близости к впускным клапанам) через газовые форсунки. При этом мощность двигателя больше, а расход меньше в сравнении с предыдущими поколениями. В 4-ом поколении ГБО не нужно сливать конденсат из редуктора, а также исключена вероятность «обратного хлопка» (сгорание газа во впускном коллекторе) и повреждения впускного коллектора, корпуса воздушного фильтра и дорогостоящего расходомера воздуха.

Выбор комплектующих ГБО 4-го поколения был несложным. На «ГазТехнике» мне посоветовали:
  • баллон STAKO на 50 литров;
  • мультиклапан TOMASETTO 315/30;
  • редуктор TOMASETTO Alaska AT 09;
  • блок управления STAG-4ve;
  • форсунки VALTEK.

ГБО – своеобразный конструктор. Приведенные выше производители комплектующих считаются одними из лучших на рынке, каждый в своей области. Они официально поставляются и сертифицированы в Беларуси, давно устанавливаются на автомобили и хорошо себя зарекомендовали. Устанавливая такое газовое оборудование на «ГазТехнике», я получаю все необходимые документы на него, заказ-наряд и гарантию на 12 месяцев или 50,000 километров.

Конечно, многие слышали о знаменитых итальянских производителях BRC, Landi Renzo, LOVATO, но эти системы намного дороже, и конкретно в моем случае их установка неоправданна и экономически менее целесообразна.

Более подробно о комплектующих.

Баллон STAKO установлен в багажнике. В моей машине запасное колесо «неполноценное», расположено под автомобилем, поэтому тороидальный баллон («под запаску») установить нельзя. Установили цилиндрический объемом 50 литров. Баллон можно заправить газом примерно на 80%, так как в нем остается воздушная подушка. Получается, в мой баллон вмещается около 40 литров газа. Баллон очень понравился по внешнему виду: качество сварочных швов и покраски – на высоте. С новогрудскими баллонами не сравнить. Кстати, раз в два года всем владельцам автомобилей с ГБО приходится проходить аттестацию газового баллона. Места в моем маленьком багажнике стало почти в 2 раза меньше. Радует, что это место себя окупает:)

ВЗУ (выносное заправочное устройство) установлено под задним бампером автомобиля, т.к. я не сторонник резать крылья и бампера. Запасное колесо находится под автомобилем, и ВЗУ расположено слева от него. Такое расположение обеспечивает защиту ВЗУ «запаской» от повреждения при наезде на высокое препятствие и не мешает снятию «запаски».

На баллоне установлен мультиклапан TOMASETTO, к которому подходят 2 газовые трубки. Одна – заправочная, вторая идет по днищу автомобиля рядом с бензиновой топливной магистралью к редуктору под капот. В мультиклапане возле каждой трубки присутствуют вентили, позволяющие перекрывать газ в случаях демонтажа оборудования или подозрения на утечку газа. На мультиклапане также есть механический индикатор уровня газа. К слову, эти индикаторы особой точностью не отличаются.

Редуктор TOMASETTO располагается под капотом. Его устанавливают там, где есть место. У меня под капотом очень тесно, и место для редуктора едва нашлось. Мастеров это ничуть не смутило, наверное привыкли. Редуктор переводит газ из жидкой фазы в паровую и обеспечивает поддержание постоянного давления газа на выходе из редуктора при различных режимах работы двигателя. Далее газ уже в паровой фазе проходит через фильтр и поступает к газовым форсункам, а оттуда – в цилиндры.

Блок управления STAG-4 обеспечивает работу всего ГБО. В каждом инжекторном автомобиле есть электронный блок управления (ЭБУ), который на основании всех датчиков управляет работой двигателя на бензине. Газовый ЭБУ STAG-4 управляет работой газового оборудования. В своей работе он использует не те данные, которые получаются от датчиков двигателя, а те данные сигналов впрыска, которые вырабатываются с помощью бензинового ЭБУ. Вот почему для работы двигателя на газу необходима правильная работа двигателя на бензине. Если у вас нет проблем в работе двигателя на бензине – проблем с газом не будет. Есть возможность купить кабель для подключения ЭБУ к компьютеру и настраивать работу ГБО в домашних условиях (по истечении гарантии на ГБО). Но, на мой взгляд, лучше доверить настройку профессионалам, и самому туда не лезть.

Форсунки VALTEK. Их главные достоинства – цена и ремонтопригодность. Существуют так называемые «быстрые форсунки» (их производит, например, BRC), которые могут впрыскивать газ почти такими же короткими импульсами, как и бензиновые форсунки. Как правило, это нужно требовательным японским двигателям. Однако, такие форсунки не ремонтопригодны, и каждая стоит около 100 долларов. Весь блок форсунок VALTEК стоит на порядок дешевле, и ремонтировать его придется, по словам установщиков, примерно через 70.000 километров. Ремкомплект с работой обойдется примерно в 150 тысяч рублей.

Процесс установки занял более одного рабочего дня. Я отдал машину на установку утром, а забрал поздно вечером. Все нюансы установки, такие как места установки ВЗУ и переключателя газ/бензин, со мной согласовали. Причем легких путей установки не искали, а установили туда, куда я хотел. Ни одного лишнего отверстия в машине не просверлили. Под капотом все установлено настолько аккуратно, что можно подумать, будто ГБО установлено на заводе. В общем, я доволен:)

Завершающий этап установки ГБО – настройка. Оборудование подключают к компьютеру, и на работающем двигателе происходит процесс калибровки газового впрыска.

Обучение с выдачей сертификата, позволяющего эксплуатировать автомобиль на газу, можно пройти здесь же, на «ГазТехнике».

В баллон заправили несколько литров газа для настройки ГБО. Я выезжал из установочного бокса уже на газу. Трудно описать те чувства. На переключателе газ/бензин горит зеленая лампочка, а значит, сейчас я еду почти в 2 раза дешевле, чем раньше. За те первые несколько метров я все пытался почувствовать разницу работы автомобиля на газу, наблюдал за оборотами двигателя, пытался проверить тягу, услышать изменения в звуке мотора. Честно говоря, немного переживал, ведь на установку потрачено около 900 долларов, а разочарование могло вот-вот наступить. Но чем дальше я двигался, тем больше становилась моя уверенность – я не чувствую разницы! Это ли не радость от установки газа?:)

Разобравшись с документами и оплатой, я покинул «ГазТехник». Если тогда от волнения я забыл сказать кому-то из мастеров «спасибо», говорю сейчас – спасибо!:)

Через тысячу километров после установки – «нулевое ТО». Какой будет эта «первая тысяча» на газу – читайте в следующей статье.

Продолжение - Как я ставил газ. Часть 3. Первая тысяча.

Павел Кореванов,
Тест-пилот myauto.by
18 марта 2009
www.myauto.by
Интересная новость?
Расскажите друзьям!

Другие новости: