Новости:
В Беларуси и в мире
Новости автосалонов и автохаусов
Новости СТО
Новости автомагазинов
Скидки и акции
Тест-драйвы
Новое на сайте

Чип-тюнинг BMW E60 525d: так «прошивается» сталь

Что такое чип-тюнинг?

Современный автомобиль – это уже не «кусок железа», а скорее компьютер. Большинство узлов автомобиля уже имеют свои блоки управления. Взаимодействие механики и электроники в автомобиле – это настоящий симбиоз. И нужно отметить, что в последние лет 10 электронная составляющая автомобилей развивается куда стремительнее механической.

Когда-то чип-тюнинг ассоциировался только с «заряженными» японскими автомобилями – такими, как в первом «Форсаже». Но уже сейчас чип-тюнинг настолько широко «шагнул в массы», что «чипуются» абсолютно обычные автомобили. И в Европе, и в Беларуси этот модный тренд уже набрал обороты. Чип-тюнингу прекрасно поддается так распространенный у нас турбодизельный мотор – легко можно добиться 15%-ного прироста мощности и крутящего момента. Это же касается и турбобензинового мотора. Связано это с тем, что наличие турбонаддува позволяет регулировать смесь не только подачей топлива, но и подачей воздуха. Турбомоторы (и дизельные, и бензиновые) имеют намного больший мощностной потенциал, чем атмосферные. Атмосферные бензиновые моторы тоже «чипуются», но результат лучше заметен на моторах большого объема – от 3,5 литров.

Зачем это нужно?

Выбирая BMW E60, хотелось 530d. Тепловозная тяга, огромный крутящий момент, хорошее ускорение с любой скорости, экономичность – вот главные плюсы 6-цилиндрового турбодизеля BMW (впрочем, как и любого другого современного турбодизеля). Но вместо 530d «подвернулся» 525d. Мощность меньше, расход одинаковый. Немного меньше объем – немного дешевле «растаможка», ну а после 1 июля эта разница весьма существенна. И в момент покупки 525d пришла идея ее «чиповать», чтобы не отставать от 530d. Сейчас понимаю, что 530d в моих руках тоже подверглась бы чип-тюнингу, просто потому что всегда хочется иметь автомобиль более мощный, чем уже есть.

Больше мощности хотелось не для гонок со светофоров, не для погони за цифрами, а для того, чтобы автомобилю было легче ехать в обычном режиме. Возможно, при ускорении это позволит АКПП переключаться вниз пореже, так как двигателю будет хватать крутящего момента и на текущей передаче. Обгоны на трассе должны быть увереннее. Да и вообще, всегда хочется большего:). Также после чип-тюнинга обещают уменьшение расхода топлива, что тоже приятно.

С плюсами чип-тюнинга понятно, но знать минусы не менее важно. Самое большое опасение вызывает сокращение ресурса двигателя и связанных с ним узлов – КПП (АКПП), турбокомпрессора, кардана, редуктора, приводов. Если речь идет не о «жестком» чип-тюниге, то есть ожидаемый прирост мощности не более 15%, то показать и доказать повышенный износ деталей из-за чип-тюнинга – задача из невозможных, особенно для б/у автомобиля. Кроме того, все узлы автомобиля, как правило, имеют хороший запас прочности. Поэтому в вопросе ресурса я принял сторону одного моего знакомого, который говорит: «Если у тебя есть голова – ты не урежешь чипованную машину, если нет – урежешь и нечипованную». Поспорить с этим трудно.

Где сделать чип-тюнинг?

На сегодняшний день предложений по чип-тюнингу в Минске хватает, ехать в Вильнюс или в Москву не нужно. И уровень чип-тюнинга в Беларуси таков, что сюда зачастую приезжают россияне, так как у нас эти услуги стоят дешевле (разница особенно ощутима на дорогих автомобилях). Примечательно, что значительная часть предложений – от «гаражников». Это неудивительно, учитывая специфику белорусских СТО. И не нужно думать, что «гаражная СТО» – это всегда плохо, качественная разница с официальной СТО есть не всегда. Но в вопросе программирования «мозгов» недешевого автомобиля, тем не менее, хотелось чего-то официального, надежного, опытного, гарантий того, что хотя бы не станет хуже, чем было. И выбор сам собой пал на chip-tuning.by (Автотерапия). Специализация у них узкая, а спектр применения «чипа» – широкий (к примеру, «чипуют» даже грузовые Mercedes-Benz, для которых повышенная мощность и меньший расход – не прихоть владельца, а необходимость и средство сокращения затрат). На момент выбора СТО по чип-тюнингу я даже не подозревал, почему выбор именно Автотерапии был верным. А верным он был, т.к. Автотерапия имеет единственный в Беларуси диностенд (стенд для измерения мощности и крутящего момента двигателя). Кроме того, у меня было желание одновременно с чип-тюнингом избавиться от сажевого фильтра.

Зачем нужен и не нужен сажевый фильтр?

Если вы еще не знаете, сажевый фильтр придумали автопроизводители в Европе, когда в 2004 году их ужали нормами выхлопа Евро-4. Он представляет собой керамический блок с мелкоячеистой структурой, который расположен после выпускного коллектора и служит для задерживания и дожигания сажи. Есть мнение в российском Интернете, что сажа по сути никуда не исчезает, а точно так же выходит в атмосферу, только в более мелком виде. И более мелкая сажа еще более опасна для окружающей среды и человека ввиду ее хорошей проникающей способности. Увы,
График зависимости противодавления на выпуске от оборотов двигателя
документальных доказательств этому нет. Зато есть факты, что забитый сажевый фильтр наносит значительные повреждения двигателю. Например, интенсивный износ деталей мотора, в частности цилиндро-поршневой группы, из-за слишком большого противодавления на выпуске.

Автомобили BMW имеют функцию «регенерации» (самоочистки) сажевого фильтра, однако с нашим дизельным топливом сажевые фильтры все равно долго не живут. Способствует выходу из строя сажевого фильтра и езда в городских условиях. В общем, рано или поздно настанет тот момент, когда сажевый фильтр нужно будет просто поменять на новый. Цена – до 3000 евро. Если же нет желания покупать такую дорогостоящую деталь, которая может прослужить совсем недолго в наших условиях, сажевый фильтр можно удалить.

Удаление должно быть как физическим (исключить его из выхлопной системы), так и программным (чтобы автомобиль знал, что теперь сажевого фильтра нет), иначе мотор не поймет, почему противодавление на выпуске снизилось, и будет выдавать ошибки.

Состояние сажевого фильтра определяется показателями противодавления на выпуске, которые должны быть в допустимых пределах. Эти показатели в моем автомобиле были в норме, и сажевый фильтр решили оставить.

Процесс чип-тюнинга

Итак, имеем BMW E60 525d 2004 года, в котором с завода мощность 177 л.с. и крутящий момент 400 Н*м. Чип-тюнинг обещает 207 л.с. (+30) и 460 Н*м (+60). Неплохо. Наверное, это самый массовый вариант «чипа». Во-первых, он наиболее безобиден для автомобиля. Во-вторых, он не требует модификации узлов автомобиля, как то замена турбокомпрессора на более производительный, интеркулера на больший по размеру и т.д. И результат виден сразу после перепрошивки.

Первый этап чип-тюнинга – подготовительный. Необходимо выполнить компьютерную диагностику двигателя, чтобы убедиться, что он полностью исправен. Ведь неисправность может не позволить автомобилю развивать полную мощность как со стандартной прошивкой, так и с «чипованной».


Диагностический прибор LAUNCH умеет читать большинство современных автомобилей.



Диагностика автомобиля показала безобидную,
казалось бы, ошибку подогревателя лямбда-зонда
(датчика кислорода).




Критических неполадок не выявлено, поэтому можно переходить к замерам
мощности автомобиля на диностенде до «чип-тюнинга» (со стандартной прошивкой).

 
 
На диностенде автомобиль разгоняется до 260 км/ч, в процессе разгона измеряются
мощностные показатели, за это время автомобиль «проезжает» по диностенду около 20 км


Далее – непосредственно процесс чип-тюнинга. Считывается старая прошивка и записывается новая, с «чипом». Возникает вопрос – как делается модифицированная прошивка? Конечно же, это коммерческая тайна. Специализированные компании занимаются разработкой таких прошивок, а тюнинг-ателье их используют. То есть вам «заливают» не что-то самодельное, а то, что уже применяется на тысячах автомобилей, подобных вашему.



Результат чип-тюнинга покажет диностенд. После очередного замера мощности анализируем полученный мощностной график.



На графике представлена зависимость мощности от оборотов двигателя (2 нижних графика) и крутящего момента от оборотов двигателя (2 верхних графика). Каждая зависимость в 2 экземплярах – «до» и «после» чип-тюнинга. Даже невооруженным взглядом видно, что графики «до» и «после» чип-тюнинга практически одинаковы, расходиться они начинают только после 3500 оборотов в минуту. Кроме того, по верхним графикам видно, что в диапазоне 2500-3700 оборотов в минуту наблюдается «провал» крутящего момента. В идеале зеленый график крутящего момента должен стремиться к красной точечной линии (это заводские характеристики), а синий – еще выше.

Отсутствие прироста мощности – это неприятный сюрприз. Но еще большим сюрпризом оказалось то, что двигатель изначально (до чип-тюнинга) не выдавал заводские характеристики. Это значит, что присутствует неисправность, которая мешает двигателю работать на полную мощность. Вероятно, дело в ошибке лямбда-зонда, обнаруженной ранее. Нужно проводить более детальную диагностику на предмет выявления неисправностей, устранять их и измерять мощность снова.

Искать и устранять неисправности – это отдельная процедура, не входящая в процедуру «чип-тюнинга». Однако ради «спортивного интереса» причину «провала» мощности нашли на месте. Более детальная диагностика показала, что турбина начинает «дуть» правильно только после достижения двигателем 3500 об./мин., а до 3500 об./мин. – один большой «провал». Обратите внимание, что график крутящего момента достигает своего максимума именно после 3500 об./мин., то есть когда турбина выходит на свое правильное давление! Теперь все стало понятно: нет воздуха – нет мощности. Но предстоит разобраться, почему нет правильного «наддува». А это уже другая задача, которую должен решать другой мастер. Автотерапия не чинит автомобили :).

Нужно отдать должное диностенду. Именно он делает процесс «чип-тюнинга» прозрачнее, а результат не голословным. Представьте ситуацию. Вы приезжаете к «гаражникам», платите деньги, они честно выполняют свою работу, вы уезжаете на «чипованной» машине. Но прироста мощности вы не ощущаете! И естественно думаете, что вас обманули. Деньги с вас взяли, а прироста мощности, по вашим словам, нет. И в такой ситуации только диностенд покажет, что прироста действительно нет!

Отрицательный результат – тоже результат. За несколько месяцев эксплуатации автомобиля ни разу не возникло подозрений, что он не развивает полную мощность. Чип-тюнинг – это своеобразный «индикатор здоровья» вашего автомобиля. Хоть пока и не удалось получить прибавку мощности, но польза от чип-тюнинга уже очевидна. Как поедет полностью исправный Е60 с чип-тюнингом – читайте в следующей части.

Павел Кореванов, www.myauto.by
16 декабря 2011
www.myauto.by
Интересная новость?
Расскажите друзьям!

Другие новости: